Социального научения теория


Социального научения теория
(social learning theory), применение принципов научения к объяснению аспектов психологии личности и ее поведения. В кн. Общественное научение и имитация (1941) и др. работах амер. психологи Джон Доллард и Нил Миллер объяснили описанные Фрейдом явления как рез-т действий механизмов, изученных их коллегой — бихевиористом (бихевиоризм) Кларком Халлом (1884— 1952). Они утверждали, что на поведение во время обучения существенное влияние оказывают полож. (отмена наказания) и отриц. подкрепление (отмена награды). Доллард и Миллер свои теоретич. изыскания применили, занимаясь излечением невроза. Однако наибольшую известность приобрела их теория о том, что причины агрессии тесно связаны с изменением поведения индивида, когда его действия, направленные на достижение опред. цели, терпят фиаско. Позднее в кн. Агрессия (1973) и Социальные основы мышления и языка (1985) канадский психолог Альберт Бандура обратил особое внимание на способность детей к имитации и умение учиться путем резюмирования наблюдений за действиями др. людей, продемонстрировав, что их научение происходит без подкрепления. Совр. интерпретации С.н.т. отдают предпочтение не столько мотивационным (мотивация), сколько когнитивным факторам (когнитивная психология), а также подчеркивают роль любопытства и веры человека в собственные способности действовать эффективно.


Народы и культуры. Оксфордская иллюстрированная энцкилопедия. — М.: Инфра-М. . 2002.

Смотреть что такое "Социального научения теория" в других словарях:

  • Социального научения теория — – теория А.Бандуры и Р. Уолтерса, основана на роли наблюдения или имитации (подражании, моделировании) моделей поведения других людей («моделей») …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • СОЦИАЛЬНОГО НАУЧЕНИЯ, ТЕОРИЯ — Подход к исследованию социального поведения и личности, возникший в основном благодаря деятельности Альберта Бандуры и Роберта Уолтерса. Эта теория основывается на роли наблюдения и подражания или имитации моделей поведения, наблюдаемых у других …   Толковый словарь по психологии

  • теория социального научения Роттера — теоретические взгляды американского психолога Дж. Роттера (J.В. Rotter) в рамках бихевиоризма. Согласно им каждая возможная альтернатива действия имеет определенный поведенческий потенциал (ВР), который зависит как от (1) силы ожидания (Е), что… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Теория социального научения — (social learning theory) – теория, согласно которой люди учатся социальному поведению (например, агрессии), наблюдая за действиями других людей и подражая им …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Теории социального научения (social learning theories) — Теории личности в перспективе соц. научения это прежде всего теории научения. В начале своего становления Т. с. н. придавала крайне важное значение идеям подкрепления, однако совр. Т. с. н. приобрела явно выраженный когнитивный характер. Важность …   Психологическая энциклопедия

  • теория социально научения Роттера — Автор. Дж.Роттер. Категория. Поведенческая теория личности. Специфика. В качестве исходных выступают идеи А.Адлера о важности социальных факторов и Э.Толмена об ожиданиях. Аксиоматика: 1. Исследуется индивид, взятый в значимом для него окружении …   Большая психологическая энциклопедия

  • теория научения социального — представлена сторонниками бихевиоризма в 70 е годы. В ней делается особый упор на то, что многие действия человека формируются под влиянием среды социальной. По мнению сторонников этой теории, одна из главных причин, сделавших людей такими,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior) — Соц. поведение занимает в жизни людей наиважнейшее место, и потому его развитие требует внимания. Соц. поведение включает не только взаимодействие чел. с др. людьми, но и с миром вещей, к рые приобрели свое смысловое значение и статус благодаря… …   Психологическая энциклопедия

  • Бихевиоризм — (в психологии) (behaviourism, in psychology), теория, согласно к рой поведение человека определяется обусловливанием, а не его мыслями или чувствами. Программа Б. была предложена в 1913 г. амер. психологом Уотсоном, утверждавшим, что предметом… …   Народы и культуры

  • Обусловливание — (в психологии) (conditioning), изменение поведения в зависимости от стечения обстоятельств. О. лежит в основе теорий научения социального научения теория), доминировавших в академич. психологии после 1 й мировой войны примерно до 1960 г. О.… …   Народы и культуры

Книги

Другие книги по запросу «Социального научения теория» >>